На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Спасение команды дирижабля «Италия»: остросюжетная история на Северном полюсе

Спасение команды дирижабля «Италия»: остросюжетная история на Северном полюсе

В далеком 1928 году, 25 мая, произошла катастрофа, сопровождавшаяся человеческими жертвами. Пропал дирижабль «Италия», успевший покорить Северный полюс и сбросить на «макушку планеты» национальное зелено-бело-красное знамя и крест, благословленный папой Пием XI. Обратный путь оборвался – воздушное судно упало на арктический лед.

Началась эпопея поиска и спасения остатков команды. Выжил ли кто-то, сначала было неизвестно.

История эта насыщена рассказами о мужестве и превратностях судьбы. Она полна героизма и нелепостей, сопровождающих практически любое знаменательное событие.

Как создавался дирижабль

В конце двадцатых годов XX века в Италии происходил рывок индустриализации. Бурно развивалось машиностроение, знаменитые и поныне марки автомобильных компаний поставляли на рынок новые модели. Спускались на воду мощные корабли. Не стояла на месте авиация. Весь мир тогда грезил дирижаблями. Казалось, что вот еще совсем немного, и эти небесные исполины будут перевозить большую часть пассажиров и грузов.

Спасение команды дирижабля «Италия»: остросюжетная история на Северном полюсе

«Италия N-4» представляла собой гигантскую сигару длиной более 105 метров и почти 20 м в диаметре с четырьмя гондолами (по паре моторных и пассажирских). Построен он был Умберто Нобиле, уже имевшим опыт в этом деле. Рейс к полюсу тоже был не первым – двумя годами ранее дирижабль «Норвегия», спроектированный этим же инженером, прошел над вершиной мира и достиг Аляски.

На этот раз поход имел более патриотическую нагрузку. Итальянский полярник назвал свой воздушный корабль в честь родной страны. Папа римский, увлекавшийся, кстати, альпинизмом, дал множество ценных рекомендаций по поводу средств выживания при морозе.

Они пригодились, как и молитвы, но спасение пришло из тогдашней страны атеистов.

Начало пути

Полет начался 15 апреля. Старту предшествовала тщательная подготовка. Диктатор Муссолини не горел желанием финансировать проект и снаряжение экспедиции, ограничившись официальными почестями. Расходы были оплачены Королевским географическим обществом Италии. Для обеспечения радиосвязи правительство выделило военное судно Citta di Milano.

Спасение команды дирижабля «Италия»: остросюжетная история на Северном полюсе

Несмотря на неблагоприятную погоду, дирижабль успешно преодолел путь до Северного полюса и выполнил поставленную задачу. Команда состояла из шестнадцати человек, опытных полярников и специалистов. Высадка планировалась, но не удалась по причине скверной погоды.

Дирижабль пришлось ремонтировать в течение десяти дней в Германии – обшивку потрепали ветра.

В полночь 23 мая путешественники достигли цели. На обратном пути случилась беда.

Неблагоприятные обстоятельства

Катастрофа произошла по двум главным причинам.

Во-первых, движению мешал сильный встречный ветер. Высокая парусность – недостаток всех дирижаблей, мешающий их активной эксплуатации и сегодня. Корабль отклонился от меридианного курса. Штурман не смог этого определить, так как погрешность навигационных приборов в полярной зоне весьма существенная.

Резервный двигатель запустили, и скорость возросла вместе с расходом бензина. Впрочем, значения это, как оказалось, уже не имело.

Спасение команды дирижабля «Италия»: остросюжетная история на Северном полюсе

Во-вторых, началось обледенение обшивки. Этот фактор в основном и стал губительным. Даже по неправильному курсу дирижабль куда-то к югу прилетел бы. После обмерзания руля высоты начались серьезные проблемы. С дифферентом на нос воздушный левиафан начал опасное снижение. Стравливание водорода из кормовой цистерны, остановка двигателей и прочие меры борьбы за живучесть должны были помочь. В половине одиннадцатого утра 25 мая связь с «Италией» оборвалась.

Удар о лед

Снижение высоты полета в конечном счете окончилось ударом об лед, на котором осталась гондола с большей частью экипажа – девятью полярниками и одной собакой. Нобиле был в их числе. Шестеро людей стремительно улетели вверх вместе с полегчавшей гигантской сигарой, надутой водородом: они находились в другой обитаемой кабине. Больше их никто никогда не видел.

Еще одного члена команды, механика Помеллы, смерть настигла во время крушения.

Спасение команды дирижабля «Италия»: остросюжетная история на Северном полюсе

В ледяной пустыне

Во время последнего радиообмена капитану парохода Citta di Milano были переданы приблизительные координаты дирижабля по состоянию на утро 25 мая, а потому надежда выжить оставалась. К тому же на первое время оставшаяся часть команды была обеспечена продуктами. Был и пистолет, и жилище. Палатку для облегчения поиска покрасили в красный цвет.

Радиостанция сохранила работоспособность, но ее мощности не хватало для обеспечения устойчивой связи. Выходы в эфир долго оставались безответными.

Спасение команды дирижабля «Италия»: остросюжетная история на Северном полюсе

Выживание

Команда состояла преимущественно из итальянцев, но были представители и других стран. Самым опытным полярником оказался швед по фамилии Мальмгрен. Если бы не он, члены экспедиции могли погибнуть по разным причинам. Во-первых, Мальмгрену удалось застрелить белого медведя, имевшего свои планы по поводу экипажа и его провизии. Во-вторых, швед знал, какой лед годится для получения пресной воды. В-третьих, он запретил употреблять в пищу ядовитую медвежью печень. Мясо зверя съели.

Обломки дирижабля послужили ценным средством выживания – ими топили печь, сделанную из них же. Быт временно обустроился. Даже спирт имелся – его слили из ненужного теперь компаса и выпили.

Но долго так продолжаться не могло.

Спасение команды дирижабля «Италия»: остросюжетная история на Северном полюсе

Поиски

О том, что «Италия» пропала, в мире догадались быстро. Неизвестной оставалась судьба аэронавтов, а потому не было уверенности в целесообразности поисков. Когда 29 мая удалось связаться по передатчику с пароходом Citta di Milano, его капитан Романья просто не поверил сообщению. Моряк почему-то решил, что связистов разрубило винтом. Какие были основания для такого предположения, неизвестно – он и сам позже не смог сказать этого.

Первым уверенно принял сигнал бедствия SOS советский радиолюбитель Н. Шмидт. Он всему поверил.

Амундсен, с которым у Нобиле незадолго до полета возникли трения, проявил великодушие и снарядил поисковую экспедицию. Рискованное дело закончилось трагически – прославленный полярник и пять его спутников погибли после крушения их самолета.

Спасение команды дирижабля «Италия»: остросюжетная история на Северном полюсе

Итальянским пилотам удалось найти красную палатку среди льдов и снегов и сбросить им груз с предметами первой необходимости. Команда поняла, что родина о них не забыла. Они приободрились.

Затем на лед сел аэроплан шведского полярного пилота Эйнара Лундборга. Летчик забрал Нобиле с его собакой. Командир вроде бы не желал улетать первым, да и по общепринятым этическим правилам ему полагалось спасаться последним, но Нобиле как-то позволил себя уговорить.

Далее ситуация развивалась курьезно. Во время второго рейса Лундборг разбил свой самолет и тоже оказался в числе терпящих бедствие. За ним прислали еще один аэроплан, забравший его и никого больше.

Еще одна попытка была столь же безрассудной, сколь и неудачной. Смелый голландец капитан Сор выехал спасать итальянцев с двумя сыновьями на собачьих упряжках. Их пришлось самих выручать, а за время полярных скитаний они съели всех своих четвероногих друзей. Хорошо, хоть выжили.

Спасение команды дирижабля «Италия»: остросюжетная история на Северном полюсе

Спасение, пришедшее от Страны Советов

Власти СССР для помощи аэронавтам «Италии» срочно снарядили ледоколы «Красин» и «Малыгин». Ледовые заторы смогло преодолеть только первое судно – второе застряло.

Спасение команды дирижабля «Италия»: остросюжетная история на Северном полюсе

Советские моряки первыми обнаружили группу, которую вел Мальмгрен. Шведа уже не было в живых, труп его не нашли, да и некогда было искать. По словам двух выживших его спутников, он сам попросил его бросить, отдав свои теплые вещи и провизию. Не исключено, что один из них отнимал еду у другого – состояние спасенного Цаппи было несоразмерно лучшим, чем Мариано. Данные позже показания насыщены ужасными подробностями.

Финал истории известен – все, кто оставался на льдине, были вывезены ледоколом «Красин». Сегодня это судно стало музеем и памятником мужеству советских моряков-полярников.

Ссылка на первоисточник
наверх